Комплекс упражнений для недоношенных детей от 4 до 5 месяцев.
1. Дыхательное упражнение. Исходное положение — лежа на
боку (поочередно на левом и правом). Левой рукой придерживать ребенка, а правой
захватить его согнутую руку (за локоть), поднять ее кверху — вдох. Затем
прижать ее обеими руками к груди и животу ребенка — выдох.
2. Массаж рук, ног, грудной клетки (комплекс 2, упр. 3,
5, 12), живота (комплекс 3, упр. 4).
3. Упражнение для мышц спины и живота. Исходное
положение — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему
поворачиваться поочередно на левый и правый бок.
7. Массаж спины. Исходное положение — лежа на животе. А:
поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове
(легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к
ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук
одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам
позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых
пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При
гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам
позвоночника.
5. Массаж ягодичных мышц. Исходное положение — лежа на
животе. Выполнять поглаживание, растирание, разминание, вибрацию (руление,
похлопывание, покачивание) ягодичных мышц.
6. "Парение” на животе. Исходное положение — ребенок
лежит на животе на ладонях взрослого, который держит его на весу. При этом
малыш выпрямляет туловище и ноги, а голову отклоняет назад.
7. Упражнение для ног. Исходное положение — лежа на
спине. Удерживая ребенка за лодыжки, попеременно сгибать и разгибать его ноги в
коленных суставах.
8. Упражнение для ног. Исходное положение — лежа на
спине. Удерживая ребенка за лодыжки, одновременно сгибать его ноги с
приведением к животу, а затем разгибать их.
9. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — ребенка
поддерживают на весу на спине одной рукой, а другой — за ноги. При этом позвоночник
ребенка сгибается, голова наклоняется вперед.
10. Упражнение для мышц рук. Исходное положение — лежа на
спине. Вложив большие пальцы обеих рук в кулачки ребенка, чтобы он захватил их,
одновременно сгибать и разгибать его ручки.
11. Попытка присаживания. Исходное положение — лежа на
спине. Фиксируя ноги и захватив руки ребенка, слегка приподнять его голову и
плечевой пояс, а затем снова опустить на стол.
12. Упражнение на сопротивление. Исходное положение —
лежа на спине ногами к взрослому. Сначала касаться стоп ребенка ладонями, а
затем мячом, добиваясь, чтобы малыш отталкивался от них.
13. Хватание. Исходное положение — поочередно на спине и
животе. Выложив ребенка на живот и придерживая одной рукой его ноги, другой
показывать ему игрушку, держа ее на расстоянии 25–30 см от его глаз и
поверхности стола. Ребенок должен тянуться к ней обеими руками. То же в
положении на спине.
14. "Скользящие шаги”. Исходное положение — лежа на
спине. Обхватить голени ребенка спереди, согнуть его колени и прижать ступни к
поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая
ступни от стола.
15. Рефлекторное упражнение. Исходное положение —
взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе,
ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к
поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.
Продолжительность
занятия 10–12 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 5 раз.