Комплекс упражнений для недоношенных детей от 3 до 4 месяцев.
1. Дыхательное упражнение. Исходное положение — лежа на
спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по
поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной
клетки — выдох.
2. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение — лежа
на спине. Вложить большой палец левой руки в правую руку ребенка, слегка
придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживать внутреннюю
поверхность предплечья и наружную поверхность плеча от кисти к плечу.
3. Массаж грудной клетки. Исходное положение — лежа на
спине ногами к взрослому. Поглаживать пальцами межреберные промежутки от
середины грудной клетки к бокам, не нажимая на грудину.
4. Массаж живота. Исходное положение — лежа на спине. А:
выполнять круговое поглаживание (Исходное положение — лежа на спине ногами к
взрослому. Круговыми движениями поглаживать живот ладонью, максимально разогнув
пальцы кверху. Обходить область печени (правое подреберье)). Б: растирать и
нежно разминать мышцы живота по часовой стрелке. В: выполнять "встречное”
поглаживание: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая — сверху вниз. Г:
поглаживать косые мышцы живота. Расположив ладони на заднебоковых поверхностях
грудной клетки ребенка, охватывающими движениями направлять их навстречу друг к
другу, сверху вниз и кпереди, до тех пор, пока они не сомкнутся над пупком. Д:
Наносить легкие штриховые раздражения кожи живота от периферии к средней линии.
При этом должны сокращаться мышцы брюшной стенки преимущественно на стороне
раздражения (более чем у половины детей в первые месяцы жизни). Е: выполнять
точечный массаж прямых и косых мышц живота (рис. 1, точки 5).
5. Массаж ног (Исходное положение — лежа на спине ногами
к взрослому. Поглаживать наружную и заднюю поверхности голени и бедра по
направлению от стопы к туловищу, обходя коленную чашечку). Затем надавить
кончиками пальцев на места перехода тыла стопы в голень. При этом происходит
тыльное сгибание стопы ребенка (см. рис. 1, точки 2).
6. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — лежа на
спине. Большими пальцами обеих рук легко надавливать на ладони малыша. При этом
кулачки его должны сжиматься.
7. Массаж спины. Исходное положение — лежа на животе. А:
поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове
(легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к
ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук
одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам
позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых
пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При
гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам
позвоночника.
8. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — ребенок
лежит грудью на ладони взрослого в наклонном положении, близком к
вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, наносить
подушечками указательного и среднего пальцев штриховые раздражения от лопаток к
ягодицам. При этом туловище малыша должно изгибаться дугой, открытой в сторону
раздражения.
9. Дыхательное упражнение. Исходное положение — лежа на
спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по
поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной
клетки — выдох.
10. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — ребенок
лежит грудью на ладони взрослого, поддерживаемый в полувертикальном положении.
Ладонью подталкивать малыша в стопы. При этом должно возникать рефлекторное
"познание”.
11. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — лежа на
спине. Подпирать ладонями стопы ребенка. При этом малыш должен отталкиваться от
них ногами.
12. Упражнение для мышц спины и живота. Исходное
положение — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему
поворачиваться поочередно на левый и правый бок.
13. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — ребенка
поддерживают ладонью под живот на весу. Другой рукой взрослый держит его за
ноги. При этом малыш отклоняет голову назад.
14. Рефлекторное упражнение. Исходное положение —
взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе,
ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к
поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.
15. Упражнение на зрительное и слуховое сосредоточение. Исходное
положение — лежа поочередно на спине и животе. Двигать яркой звучащей игрушкой
в 25–30 см от глаз ребенка вправо, влево, вверх. Малыш должен поворачивать
голову за игрушкой.
16. Упражнение на развитие хватания. Исходное положение —
лежа на спине. Вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо), обхватить и слегка
зажать пальцы ребенка своей рукой, побуждая его захватить игрушку. Затем слегка
потянуть ее к себе, как бы отнимая у малыша.
Продолжительность
занятия 10 минут. Упражнения проделывают от 3 до 5 раз.