Комплекс упражнений для недоношенных детей от 2 до 3 месяцев.
1. Дыхательное упражнение. Исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к бокам грудной клетки — выдох.
2. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение — лежа на спине. Вложить большой палец левой руки в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча от кисти к плечу.
3. Массаж грудной клетки. Исходное положение — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать пальцами межреберные промежутки от середины грудной клетки к бокам, не нажимая на грудину.
4. Массаж живота. Исходное положение — лежа на спине. А: выполнять круговое поглаживание (Исходное положение — лежа на спине ногами к взрослому. Круговыми движениями поглаживать живот ладонью, максимально разогнув пальцы кверху. Обходить область печени (правое подреберье)). Б: растирать и нежно разминать мышцы живота по часовой стрелке. В: выполнять "встречное” поглаживание: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая — сверху вниз. Г: поглаживать косые мышцы живота. Расположив ладони на заднебоковых поверхностях грудной клетки ребенка, охватывающими движениями направлять их навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди, до тех пор пока они не сомкнутся над пупком. Д: Наносить легкие штриховые раздражения кожи живота от периферии к средней линии. При этом должны сокращаться мышцы брюшной стенки преимущественно на стороне раздражения (более чем у половины детей в первые месяцы жизни). Е: выполнять точечный массаж прямых и косых мышц живота (рис. 1, точки 5).
Рис. 1. Точечный массаж. Точками обозначены зоны рефлекторного воздействия
5. Массаж ног (Исходное положение — лежа на спине ногами к взрослому. Поглаживать наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к туловищу, обходя коленную чашечку). Затем надавить кончиками пальцев на места перехода тыла стопы в голень. При этом происходит тыльное сгибание стопы ребенка (см. рис. 1, точки 2).
6. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — лежа на спине. Большими пальцами обеих рук легко надавливать на ладони малыша. При этом кулачки его должны сжиматься.
7. Массаж спины. Исходное положение — лежа на животе. А: поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове (легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам позвоночника.
8. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — ребенок лежит грудью на ладони взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, наносить подушечками указательного и среднего пальцев штриховые раздражения от лопаток к ягодицам. При этом туловище малыша должно изгибаться дугой, открытой в сторону раздражения.
9. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.
10. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе, ухватив его под мышки. Немного наклонить ребенка к себе и, прикасаясь его стопами к поверхности стола, вызвать шаговый рефлекс.
11. Упражнение для мышц спины и живота. Исходное положение — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему поворачиваться поочередно на левый и правый бок.
12. Упражнение на зрительное и слуховое сосредоточение. Исходное положение — лежа поочередно на спине и животе. Двигать яркой звучащей игрушкой в 25–30 см от глаз ребенка вправо, влево, вверх. Малыш должен поворачивать голову за игрушкой.
Продолжительность занятия 8–10 минут. Каждое упражнение проделывают 3–4 раза.