Обучение плаванию в домашней ванне. Третий период (5–6 месяцев).
Этот период
обучения состоит из 50–60 занятий. Продолжительность каждого из них 40–45
минут. Ребенок должен освоить активные плавательные движения ногами и руками.
Занятиям в ванне, как и прежде, предшествуют массаж и гимнастика.
В ванне малыш лежит
на спине уже самостоятельно. Если это не получается, используется "чепчик
русалки” или подвеска. При положении на груди можно применять "пояс Нептуна”
или слегка поддерживать ребенка под подбородок или живот. Мать берет ребенка за
стопы и проводит плавательные движения для ног сначала в положении на спине,
потом на животе. С восьмого — десятого занятия они чередуются с упражнениями
для рук.
В положении на
спине прямые руки вытянуты в стороны и немного вверх. Стоя со стороны головы
ребенка и охватив его руки за локти, мать одновременно двигает ими 8–10 раз,
загребая воду вниз к туловищу, а дальше вверх по воздуху в исходное положение.
Такие серии движений повторяются от 4 до 8 раз с 15–20-секундным отдыхом.
Второе упражнение
выполняется из положения на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Взяв их
за предплечья, мать попеременно нажимает ладонями малыша на воду, продвигая его
руки вниз на 45–50 °С и обратно. Когда одна рука идет вниз, вторая движется
вверх — так выполняются серии из 20–30 движений от 4 до 8 раз с 15–20-секундным
отдыхом между ними.
Третье упражнение
для рук напоминает "велосипед” и выполняется в таком же ритме.
Затем ребенок
переворачивается на грудь (поддерживается "поясом Нептуна” или подвеской), и
опять выполняются те же виды движений для рук (гребок вытянутыми вперед руками
в стороны на 50–60 °С, опускание нажиманием на воду повернутых вниз ладоней
ребенка на 45–50 °С, глубокие поочередные гребки вытянутой рукой с последующим
ее сгибанием в локте и возвращением в исходное положение).
Внимательно
присматриваясь к маленькому "пловцу”, необходимо выяснить, какие из
плавательных движений удаются ему лучше, и тогда повторять только их.
К концу третьего
периода рекомендуем стимулировать самостоятельное плавание младенца. Мать
проводит с ним несколько движений, затем подталкивает его вперед, чтобы он сам
продолжал плыть, повторяя эти движения. Такие попытки делаются по 10–15 раз за
занятие, пока ребенок не станет самостоятельно двигать ногами и руками.
Стимулировать эти действия можно с помощью игрушек, которые следует помещать на
небольшом расстоянии перед "пловцом”, он будет стремиться их достать, а значит,
и проплывать какое-то расстояние.
Совершенствуется и
ныряние. Если раньше ребенок нырял из положения стоя или лежа на груди, то
теперь его приучают к погружению из положения на спине. Под привычную команду
"Ныряй!” слегка нажимают на лежащего или находящегося в состоянии прямой
проводки малыша так, чтобы его лицо на 4–5 секунд погрузилось в воду. Годится
для этой цели и упражнение "качели”, когда лежащего на груди ребенка при
поддержке его одной рукой под подбородок, а другой обхватом сверху под таз
раскачивают сначала из стороны в сторону, а затем быстро погружают в воду и
несколько раз в течение 5 секунд проводят по ней от одного конца ванны в
другой. После 5–6 занятий можно попробовать оставить малыша на середине ванны,
чтобы он сам доплыл до ее конца, где его подхватят руки матери. После
нескольких подобных повторений ребенок самостоятельно выныривает на
поверхность.