Обучение плаванию в домашней ванне. Второй период (3–4 месяца).
Этот период
обучения состоит из 40–50 занятий, температура воды в ванне постепенно
снижается до 33 °С. Используются приспособления в воде "чепчика русалки”,
"ожерелья русалки”, "пояса Нептуна”, помогающие малышу держаться на воде. Их
можно изготовить самим. "Чепчик русалки” — это обычная полотняная шапочка,
завязывающаяся под подбородком, по краю ее крепятся нарезанные кубиками кусочки
пенопласта. Используется она при плавании на спине. "Ожерелье русалки”
представляет собой обшитую полотном ленту пенопласта, которая укрепляется на
шее ребенка при плавании на груди. "Пояс Нептуна” — маленькая надувная подушка,
укрепляемая на спине. Вместо этой подушки можно использовать обычную резиновую
грелку, на которую надет матерчатый чехол.
Перед занятиями
выполняются массаж и гимнастические упражнения, чтобы подготовить ребенка к
плавательным движениям. Они не заменяют и не исключают гигиенических массажа и
гимнастики. В начале второго периода массаж делают в течение 4–5, к концу — 6–7
минут: поглаживание и легкое растирание от периферии к центру конечностей,
затем спины, груди, живота. Заканчивается массаж коротким отдыхом (1–2 минуты),
после чего переходят к гимнастике. Она включает в себя те движения, которые
осваиваются ребенком в воде. Это попеременное поднимание и опускание вытянутых
ног (по 15–20 движений от 3 до 8 раз с отдыхом на 30 секунд), сгибание и
разгибание ног в тазобедренных суставах — "велосипед” (частота повторений та
же), одновременное сгибание 8–10 раз обеих ног в коленных и тазобедренных
суставах с дальнейшим разведением коленей в стороны и выпрямлением ног —
"лягушка” из положения на спине и животе (в последнем варианте ноги от середины
бедер находятся за пределами стола). Повторяются от 4 до 8 раз.
Упражнения для рук
также имитируют плавательные движения. Выполняются они из положения лежа на
спине (попеременное поднимание и опускание прямых рук; поочередное подтягивание
к груди рук, согнутых в локтевых и лучезапястных суставах) и из положения на
животе с вытянутыми в стороны руками (одновременные гребковые движения вниз,
вверх и опять в стороны; попеременное движение вниз и вверх вытянутых вперед
рук; при этом руки до середины предплечий находятся за пределами стола). Из
этого же положения выполняются разведения рук в стороны, сгибание в локтевых
суставах и возвращение в исходное положение; попеременное поднимание рук,
сгибание их в локтевых суставах и возвращение в исходное положение. Все
движения выполняются, как правило, сериями по 8–10 раз и повторяются от 3 до 5
раз с минутными перерывами между сериями.
Упражнения для
туловища представляют собой разведения выпрямленных рук в стороны и слегка
вверх с возвращением в исходное положение, когда согнутые руки лежат на груди;
поднимание под прямым углом выпрямленных ног из положения лежа на животе;
легкое приподнимание головы и туловища ребенка правой рукой матери 5–6 раз с
паузой 5 секунд. Левая ее рука при этом поддерживает область тазобедренных
суставов малыша.
После гимнастики
ребенок 1–2 минуты отдыхает, затем его опускают в ванну. Во втором периоде
обучения добавляются новые виды поддержек.
Поддержка "ковшом”,
применяемая при проводках в положении на груди, осуществляется правой ладонью
матери, подложенной под грудь малыша, подбородок которого упирается в ее
предплечье. Пальцы ладони при этом растопырены.
Поддержка "обхватом
сзади” выполняется двумя руками, положенными под мышки ребенка (большие пальцы
— на спине, остальные — на груди).
Поддержка "лицом к
лицу” аналогична предыдущей, только большие пальцы располагаются на ключицах
ребенка, остальные — на спине.
Занятия в ванне в
начале этого периода состоят из проводок и скольжения. При проводках в
положении на спине голову ребенка поддерживают одной рукой или только пальцами,
пытаясь оставлять ее на несколько секунд без поддержки.
В конце второго
периода постепенно увеличивается время самостоятельного плавания, когда мать
отнимает свои пальцы от головы малыша и он свободно лежит на воде. Если это еще
трудно ребенку, то можно ему помочь, используя подвески, которые к тому же
облегчают нагрузку матери, так как избавляют ее от необходимости все время
наклоняться над ванной. Подвески — это широкие (3–4 см) полоски плотной ткани.
Их подводят под затылок, а если нужно, то под живот плавающего на груди малыша.
На последних
занятиях этого периода приступают к движениям в воде. Сначала это упражнение
"велосипед” (головка ребенка удерживается на поверхности воды "чепчиком
русалки” и подвеской, подведенной под затылок, которую держит помощник), потом
кроль (попеременное движение вытянутыми ногами), затем брасс (одновременное
сгибание ног в коленных суставах с последующим разведением коленей,
выпрямлением и смыканием ног). Эти упражнения повторяются и во время прямых проводок.
При плавании на груди выполняются те же движения (головка малыша поддерживается
"ожерельем русалки”).