Комплекс упражнений для недоношенных детей от 6 до 9 месяцев.
1. Дыхательное упражнение. Исходное положение — лежа на
спине. Придерживая руки ребенка, отвести их в стороны и вверх — вдох, затем
скрестить на груди — выдох. Попеременно класть левую руку на правую и наоборот.
2. Общий массаж (комплекс 2, упр. 3, 5, 12). Для
несколько ослабленных детей, родившихся в ранние сроки беременности и с малой
массой тела.
3. Круговые движения руками. Исходное положение — лежа
на спине. Выпрямленные руки из положения вдоль тела отводить в стороны, затем
вперед и возвращать в Исходное положение.
4. Хватание. Исходное положение — поочередно на спине и
животе. Выложив ребенка на живот и придерживая одной рукой его ноги, другой
показывать ему игрушку, держа ее на расстоянии 25–30 см от его глаз и
поверхности стола. Ребенок должен тянуться к ней обеими руками. То же в
положении на спине. Действия ребенка следует побуждать словами "Возьми
игрушку”.
5. Поворот со спины на живот. Исходное положение — лежа
на спине. Правой рукой обхватить голени ребенка, а левой показывать ему на
игрушку, которая лежит слева или справа от него на расстоянии вытянутой руки,
предлагая достать ее ("Достань игрушку”, "Возьми игрушку”). Игрушку помещают
поочередно то справа, то слева.
6. Активные повороты со спины на живот. Исходное
положение — лежа на спине. С незначительной помощью или без нее побуждать
ребенка поворачиваться на бок, а затем на живот, чтобы достать игрушку.
7. Упражнение на сопротивление. Исходное положение —
лежа на спине ногами к взрослому. Сначала касаться стоп ребенка ладонями, а
затем мячом, добиваясь, чтобы малыш отталкивался от них.
8. Ползание за игрушкой с помощью. Исходное положение —
лежа на животе. Подпирая стопы ребенка ладонью, побуждать его ползти к игрушке,
которая лежит впереди.
9. Ползание на четвереньках. Исходное положение — лежа
на животе. Предлагать ребенку взять игрушку, которая лежит впереди на
расстоянии 50–60 см.
10. Ползание на четвереньках. Исходное положение — лежа
на животе. Обучить стоять на четвереньках, а также ползать, поддерживая малыша
с помощью полотенца, пропущенного под животом. Движение следует стимулировать
словами и игрушкой. Если упражнение не получается, начинают обучение с ползания
на животе.
11. Поднимание выпрямленных ног с помощью. Исходное
положение — лежа на спине. Большими и указательными пальцами обхватить как бы
кольцом голени ребенка так, чтобы большие пальцы были снизу, а указательные —
сверху, остальные пальцы положить на коленные чашечки: затем поднимать
выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных
суставах, и возвращать в Исходное положение.
12. Присаживание с поддержкой. Исходное положение — лежа
на спине. Дать ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы его ладони
были обращены к вам: развести его руки на ширину плеч; затем, говоря "сядь”,
легко потянуть малыша за руки, побуждая его сесть. Повторить то же, но ребенок
должен держаться за кольца; придерживая ребенка за бедра одной рукой, другой
дать ему в ручку кольцо и помочь сесть; показывая ребенку игрушку, побуждать
его сесть самостоятельно.
13. Вставание на ноги в упор. Исходное положение — лежа
на спине. Удерживая двумя руками ребенка под мышки, вначале присаживать его
(ноги малыша опираются о ваш живот), затем ставить на ноги и снова возвращать в
Исходное положение.
14. Вставание с поддержкой. Исходное положение — лежа на
животе. Дав ребенку кольца, чтобы он захватил их, выпрямить и развести его руки
в стороны, затем, легонько потягивая их вверх, побуждать малыша встать сначала
на колени, а потом и на ножки.
15. Упражнение для развития ходьбы. Исходное положение —
стоя на столе лицом к взрослому. Если малышу 7 месяцев, то, поддерживая его под
мышки и направляя к себе, стимулировать переступание (1–3 раза), если 8–9
месяцев, то подтягивая к себе за кисти рук.
Продолжительность
занятия 12–15 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 6 раз.