Комплекс упражнений для недоношенных детей от 5 до 6 месяцев.
1. Дыхательное упражнение. Исходное положение — лежа на
боку (поочередно на левом и правом). Левой рукой придерживать ребенка, а правой
захватить его согнутую руку (за локоть), поднять ее кверху — вдох. Затем
прижать ее обеими руками к груди и животу ребенка — выдох.
2. Общий массаж (комплекс 2, упр. 3, 5, 12; комплекс 3,
упр. 4, 7) и дополнительный массаж ног. Исходное положение — лежа на спине.
Выполнять кольцевидное разминание голени и бедра: большим и указательным
пальцами обеих рук обхватить "кольцами” (одно за другим) голень ребенка в
нижней ее части и, не надавливая на ее переднюю поверхность, разминать мышцы,
продвигаясь до колена. Затем разминать только наружные мышцы бедра. Начинать и заканчивать
массаж поглаживанием.
3. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — ребенка
поддерживают на весу на спине одной рукой, а другой — за ноги. При этом
позвоночник ребенка сгибается, голова наклоняется вперед.
4. Упражнения для мышц ног (комплекс 5, упр. 7, 8).
5. Упражнение для мышц спины и живота. Исходное
положение — лежа на спине. Придерживая ребенка за ноги и руки, помочь ему
поворачиваться поочередно на левый и правый бок.
6. Массаж спины. Исходное положение — лежа на животе. А:
поглаживать спинку ребенка от головы к ягодицам — ладонью, а от ягодиц к голове
(легко) — тыльной стороной руки. Б: растирать спину ладонями от головы к
ягодицам. В: указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук
одновременно выполнять круговые и поступательные движения по обеим сторонам
позвоночника — разминать длинные мышцы спины. Г: тыльной стороной полусогнутых
пальцев похлопывать по спине ребенка по обеим сторонам позвоночника. При
гипотрофии этот прием не выполняется. Д: поглаживание по обеим сторонам позвоночника.
Дополнительно
проводить точечный массаж с обеих сторон позвоночника на расстоянии 1–2 см от
него (см. рис. 25), массаж ягодичных мышц (комплекс 5, упр. 5).
7. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — лежа на
животе. Уложить ребенка животом вниз на стол таким образом, чтобы грудь и
голова его были вне стола. При этом нужно поддерживать его за таз и ноги. Малыш
должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу,
открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение
следует стимулировать словом, игрушкой, а также точечным массажем спины (см.
рис. 25 точки 14).
8. Рефлекторное упражнение. Исходное положение — лежа на
животе. Поднимать ребенка под мышки до тех пор, пока он не встанет сначала на
колени, а потом и на ноги. Побуждать малыша встать, опираясь на стопы:
поддерживая ребенка под мышки, скользящим движением слегка "протащить” его по
плоскости стола. Затем, продолжая это движение, несколько приподнять верхнюю
половину его туловища. При этом бедра и колени ребенка должны продолжать
скользить, касаясь поверхности стола. Ребенок сам становится вначале на одно,
затем на второе колено, выпрямляется, встает на стопы. Нужно повернуть его к
себе лицом и похвалить.
9. Присаживание. Исходное положение — лежа на спине.
Дать ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы его ладони были
обращены к вам: развести его руки на ширину плеч; затем, говоря "сядь”, легко
потянуть малыша за руки, побуждая его сесть.
11. Рефлекторные упражнения для стоп (комплекс 1, упр. 5,
6).
12. Упражнение на сопротивление. Исходное положение —
лежа на спине ногами к взрослому. Сначала касаться стоп ребенка ладонями, а
затем мячом, добиваясь, чтобы малыш отталкивался от них.
13. Хватание. Исходное положение — поочередно на спине и
животе. Выложив ребенка на живот и придерживая одной рукой его ноги, другой
показывать ему игрушку, держа ее на расстоянии 25–30 см от его глаз и
поверхности стола. Ребенок должен тянуться к ней обеими руками. То же в
положении на спине.
14. Рассматривание игрушки. Исходное положение — лежа на
животе. Держать перед глазами ребенка погремушку, побуждая его, чтобы он,
опираясь на выпрямленные руки, приподнял плечевой пояс, стараясь лучше
рассмотреть игрушку.
15. "Скользящие шаги”. Исходное положение — лежа на
спине. Обхватить голени ребенка спереди, согнуть его колени и прижать ступни к
поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая
ступни от стола.
16. Рефлекторное упражнение. Исходное положение —
взрослый держит малыша над столом в вертикальном положении лицом к себе,
ухватив его под мышки. Прикасаться ступнями полусогнутых ног ребенка к
поверхности стола. При этом ноги малыша должны разгибаться.
Продолжительность
занятия 10–12 минут. Каждое упражнение проделывают от 4 до 6 раз, за
исключением упражнений 7 и 15, которые выполняют по 1 разу.