Физические
упражнения благотворно влияют не только на деятельность всех органов и систем
ребенка, но и на его двигательную активность, а значит, и на психомоторное
развитие.
Обычно гимнастикой
с детьми начинают заниматься в возрасте 1,5–2 месяцев. Однако и у
новорожденного двигательную активность можно стимулировать различными
способами. Основными из них считают холод, так как при пониженной температуре
мышечные сокращения согревают ребенка. Другой способ — использование рефлексов,
с которыми малыш появляется на свет и которые ему даны для приспособления к
новым условиям жизни.
Комплексы
гимнастических упражнений для доношенных и здоровых новорожденных, в которых
используются безусловные рефлексы и одновременно проводится массаж, см. в
приложении 15. Занятия гимнастикой проводятся каждый день в удобное для семьи
время. Комнату, в которой проходят занятия, хорошо проветривают, температура
воздуха в ней не должна превышать 22 °С. Гимнастику начинают за 30 минут до
кормления или через 45–60 минут после него. Нельзя заниматься с ребенком
гимнастикой и делать ему массаж перед ночным сном.
Большую пользу
приносят занятия гимнастикой в совокупности с массажем и закаливающими
процедурами особенно недоношенным, физиологически незрелым, а также детям с
теми или иными отклонениями в развитии. Многие из таких отклонений благодаря
гимнастике и массажу поддаются коррекции или проходят без следа, если занятия с
ребенком начинают в первые недели его жизни. В противном случае отклонения в
развитии усугубляются, нанося вред здоровью, физическому и психическому
формированию ребенка.
Для таких малышей
разработаны специальные комплексы лечебной гимнастики. Их назначает врач.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, вам необходимо получить консультацию у
педиатра и физкультурного врача, а если есть необходимость, то и пройти
обучение в физкультурном кабинете поликлиники. Занятия с ребенком периодически
контролирует врач.
У недоношенных
малышей под влиянием гимнастики, массажа и закаливания нормализуется мышечный
тонус, восстанавливаются безусловные рефлексы. Поскольку упражнения
сопровождаются воздушными ваннами, тренируются и терморегуляторные механизмы,
повышается сопротивляемость организма ребенка бактериальным и вирусным
инфекциям. Недоношенные дети, с которыми занимаются лечебной физкультурой,
быстрее догоняют своих доношенных сверстников не только в физическом, но и в
психоэмоциональном развитии. Они раньше начинают улыбаться, гулить, следить за
движущимися предметами, что также свидетельствует о том, что их здоровье
приближается к норме.
К физическому
воспитанию здоровых недоношенных детей приступают с 2–3-недельного возраста, но
только с разрешения педиатра и физкультурного врача, которые, учитывая
состояние его организма, развитие, возраст, массу тела при рождении, назначают
упражнения и массаж, а в дальнейшем контролируют мать.
Рекомендуют
начинать лечебную гимнастику с упражнений, основанных на безусловных рефлексах.
С одной стороны, это активные упражнения, поскольку ребенок сам выполняет их. С
другой — это щадящие упражнения по сравнению с пассивными, которые взрослые
проводят сами.
Комплексы
упражнений для недоношенных детей включают в себя лечение положением, лечебную
гимнастику, приемы классического и точечного массажа. Общие требования к
проведению гимнастических упражнений те же, что и для доношенных детей. Однако
температура воздуха в комнате должна быть выше — до 24 °С. В теплое время года
лечебную гимнастику делают при открытом окне или форточке. Отдельные
упражнения, если советует врач, выполняют 2–3 раза в день.
Во время занятий не
забывайте поощрять малыша ласковыми словами, поглаживаниями, подбадриваниями.
Помните, что, занимаясь с новорожденным, вы уже воспитываете его. Успехи малыша
во многом могут зависеть от ваших усилий, терпения, благожелательности и
нежности.
Эти комплексы можно использовать исключительно в качестве
методического пособия. Отбор упражнений и их дозирование осуществляет только
врач.