Афазия — расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых областей левого полушария. При афазии полностью или частично утрачивается собственная речь или понимание обращенной речи. Если распад речи у ребенка начался после 3 лет и к этому возрасту она была достаточно хорошо сформирована, то можно предположить, что он страдает афазией. Если же речевой стереотип к 3–4 годам еще не сложился, а распад речи начался, подозревают сочетание афазии и алалии.
У детей афазия может возникать вследствие черепно-мозговых травм, приводящих к кровоизлиянию в корковые речевые зоны; неправильного строения сосудов головного мозга; болезней крови, при которых нарушается ее свертываемость. Иногда афазия возникает как осложнение воспалительных заболеваний мозга (энцефалиты). В таких случаях дефект сочетается с интеллектуальными, а часто и поведенческими расстройствами. Одной из причин афазии у детей может быть развивающаяся эпилепсия (при локализации патологического очага в корковых речевых зонах левого полушария). Такая болезнь называется "афазия — эпилепсия”, или синдром Ландау — Клефнера.
Различают моторную и сенсорную афазию. При моторной афазии утрачивается навык произношения, при сенсорной — понимание обращенной речи при сохранении слуха.
Моторная афазия проявляется в полной или частичной утрате собственной речи, сохраняются отдельные слова, из которых больной пытается строить простые предложения. Эти предложения очень однообразны. Характерен так называемый "телеграфный” стиль с преобладанием имен существительных и неопределенных форм глаголов. Слова произносятся искаженно, с перестановками, заменами и пропусками отдельных звуков.
При сенсорной афазии больной слышит обращенную речь, но не понимает ее. Речевые звуки воспринимаются им как шумы, больной не различает на слух слова и слоги, прежде всего сходные по звучанию. Выделяют несколько форм сенсорной афазии.
Поскольку между моторными и сенсорными центрами речи в коре головного мозга имеется тесная анатомо-функциональная связь, особенно при незрелом мозге, афазия у детей в большинстве случаев является смешанной — сенсорно-моторной.
При афазии всегда наблюдаются нарушения чтения и письма. Больной ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога или психоневролога, который назначает электроэнцефалография исследование и лечение. Необходима также систематическая логопедическая работа с ребенком над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушений.
|