Заикание — нарушение функции речевого общения из-за расстройств ритма, темпа и плавности речи, обусловленных судорогами мышц речевого аппарата и вторичного формирующегося страха речи. Заикание — заболевание центральной нервной системы. Возникает оно чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. При заикании обычно возникают судороги дыхательной и голосовой мускулатуры, которые затем распространяются на мышцы артикуляционного аппарата. По характеру судорожного сокращения мышц речевого аппарата различают тоническое и клоническое заикание. При тоническом заикании ребенку очень трудно начать речь, так как он не может сразу разжать рот; возникает запинка на первом звуке. При клоническом заикании ребенок "застревает” на каждом звуке. Чаще наблюдается смешанная форма заикания.
Кроме того, выделяют невротическое и неврозоподобное заикание. Невротическое заикание возникает в результате острых и под острых психических травм, особенно если они получены в период наиболее интенсивного развития речи. Это может быть испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, длительные психотравмирующие ситуации, например конфликты в семье. Нередко к заиканию в раннем возрасте приводит речевая перегрузка, когда ребенка постоянно насыщают речевой информацией, искусственно формируют темпы его речевого развития, проявляют чрезмерную требовательность к качеству речи малыша. Заикание может возникать также по подражанию, при двуязычии, определенное значение имеет и наследственный фактор. Невротическое заикание обычно сочетается с другими невротическими расстройствами: нарушением сна, страхами, тиками, энурезом и другими.
Неврозоподобное заикание формируется на фоне органической недостаточности центральной нервной системы, даже минимальной. В этих случаях у ребенка более отчетливо проявляется общая психическая истощаемость, нарушения внимания, памяти, целенаправленного поведения, двигательная расторможенность, общая моторная неловкость, стойкие нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Лечение заикания должно быть ранним и комплексным. Первостепенное значение имеет устранение или сглаживание внутрисемейных конфликтов, коррекция неправильного воспитательного подхода. Родителям следует обратиться за консультацией к детскому психоневрологу и логопеду. В остром периоде заикания нужен особый "речевой режим”: необходимо уменьшить или полностью исключить речевое общение ребенка с окружающими. Обязательно специальное лечение, характер которого зависит от формы заикания. Благотворно действуют на ребенка специальная музыкальная ритмика и лечебная физкультура. Крайне важно правильное взаимодействие матери и ребенка. Советы по этому вопросу может дать логопед.
|