Алалия — отсутствие или ограничение речи у детей, возникающее в результате поражения или недоразвития речевых областей больших полушарий головного мозга в до речевом периоде. Причиной Алалии могут быть различные поражения центральной нервной системы гипоксической или травматической природы во внутриутробном периоде, в родах, а также различные болезни и травмы мозга в первые 2 года жизни. Алалия может наблюдаться и при некоторых наследственных болезнях центральной нервной системы. Алалия встречается у 1–2% детей дошкольного возраста, причем у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.
Различают моторную и сенсорную Алалию. Но такое деление достаточно условно, поскольку часто наблюдается сочетание моторных и сенсорных нарушений речи. В первом случае Алалия связана с поражением лобно-теменных областей коры больших полушарий, во втором — височной области левого полушария.
При моторной Алалии преимущественно недоразвит моторный компонент речи. Ребенок относительно хорошо понимает речь, но ее лексико-грамматическая и фонетическая стороны формируются плохо. У малыша бедный активный словарь, он долго не может научиться строить предложения, длительно искажает произносимые им звуки, с трудом различает на слух сходные по звучанию слова. Он то и дело нарушает структуру слов: переставляет, пропускает звуки и слоги.
С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, они очень стойки. Это неправильные падежные окончания, окончания по родам и числам, употребление глаголов в неопределенной форме, а существительных — в именительном падеже, отсутствие предлогов, союзов наречий. Если ребенком не заниматься специально, такие аграмматизмы накапливаются, тогда как у здорового малыша они из речи постепенно исчезают. Иногда при моторной Алалии нарушается плавность речи, появляется заикание.
При сенсорной Алалии в основном нарушено понимание речи. При этом малыш отлично слышит. Если ребенок не понимает обращенную к нему речь и не говорит сам, то в таком случае диагностируют сенсорно-моторную Алалия. Нарушение понимания речи при сенсорной Алалии может быть различным. При сенсорной и сенсорно-моторной Алалии часто наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, неустойчивость слухового внимания, отставания в развитии познавательной деятельности.
Если у ребенка отсутствует лепет даже после года, а речь — до 2,5–3 лет, у него можно заподозрить Алалия. У малыша обязательно проверяют слух, чтобы исключить возможность тугоухости или глухоты. Если наличие Алалии подтверждается, ребенка нужно немедленно проконсультировать у психоневролога и логопеда, чтобы сразу же приступить к лечению и специальным занятиям.
Родителям нужно стимулировать подражательную деятельность малыша, особенно звуковую и речевую, формировать потребность в общении со взрослыми и другими детьми, учить его совместным играм и взаимодействию в предметно-практической деятельности, развивать его память (добиваться, чтобы он запоминал названия игрушек, частей тела, предметов домашнего обихода, одежды и т.д.) и начальное ситуативное понимание обращенной речи. Очень полезны для ребенка игры с пением и музыкальным сопровождением.
Необходимо помогать малышу овладевать действиями, корректировать не резко выраженные двигательные нарушения, развивать общие двигательные умения, координацию движений, ручные навыки.
Говорить с ребенком следует четко, короткими предложениями, из двух-трех слов, с естественными интонациями, но с некоторым выделением ударных гласных. Домашняя обстановка должна способствовать возникновению у ребенка потребности в общении с помощью речи.
|