Минимальная мозговая дисфункция (М. м. д.) — это группа патологических состояний, вызываемых различными причинами. В их основе могут лежать органические поражения головного мозга, наследственные факторы, неправильное воспитание, педагогическая “запущенность”. Иногда возникновению М. м. д. способствует сочетание причин.
Обычно М. м. д. ярко проявляется в школьном возрасте, когда нервная система ребенка не справляется с возрастающим количеством новой информации и предъявляемыми требованиями. Однако ранние симптомы М. м. д. у некоторых детей обнаруживаются уже на 1-м году жизни. С первых недель такие малыши отличаются повышенной возбудимостью и двигательной активностью, беспокойством, они плохо спят и неохотно едят. У них более высокий, чем в норме, мышечный тонус, угнетены безусловные рефлексы. Нередко отмечается непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм — подергивания глазных яблок в горизонтальном направлении. Некоторые дети отстают в психомоторном развитии на 1-м году жизни.
В возрасте от одного года до трех лет ребенок по-прежнему чрезмерно возбудим, беспокоен, неохотно ест. Масса его тела отстает от нормы. Имеются трудности со сном: малыш плохо засыпает вечером, сон его неглубок и беспокоен, часто прерывается. Ребенок при этом отчаянно кричит, и его долго не удается успокоить. На 2-м году может появиться отставание в речевом развитии. А к 3 годам становится заметной моторная неловкость. С задержкой развиваются навыки самообслуживания. Одновременно характерна двигательная расторможенность, отвлекаемость. Малыш не может сосредоточенно играть, внимание его быстро утомляется. Он не умеет ограничивать свои желания, упрям, раздражителен.
М. м. д. может сочетаться с повышенным внутричерепным давлением. Ребенок в таких случаях страдает от головных болей, у него нередко повышается температура, возможны судороги.
Дети с М. м. д. обязательно должны наблюдаться у невропатолога: при повышении внутричерепного давления, судорожном синдроме, отставании в психомоторном развитии им требуется медикаментозное лечение. Дети нуждаются и в повышенном внимании взрослых. При двигательных расстройствах (нарушение тонкой моторики рук, координации движений, равновесия) у малыша нужно развивать двигательные навыки в играх и специальных занятиях, приобщать его к различным видам деятельности. Нужно укреплять его внимание, память. Для развития тонкой моторики много дает рисование.
Нужно помнить, что в дальнейшем, если взрослые не помогут такому ребенку заранее, он будет испытывать серьезные затруднения в овладении письмом, счетом, чтением. Дети с М. м. д. часто не готовы к обучению в школе, им трудно адаптироваться к детскому коллективу. Они наивны, непосредственны в поведении, не всегда учитывают ситуацию. Им свойственна низкая работоспособность, склонность к двигательной расторможенности.
Очень важно рано выявить неврологические отклонения. Поскольку в первые 3 года жизни компенсаторные возможности мозга велики, то, пока не сформировался патологический стереотип, необходимо корректировать клинические проявления М. м. д. до поступления в школу. Но и в школьном возрасте ребенок с компенсированной М. м. д. должен наблюдаться у невропатолога.
|