Интересной медицинской и неоднозначной морально-этической и юридической проблемой является вынашивание и рождение ребенка матерью-донором, или суррогатной матерью,— существует и такой термин.
Современный уровень медицинской науки позволяет имплантировать оплодотворенную яйцеклетку в матку другой женщины, которая будет вынашивать и рожать "ребенка из пробирки”. Но кто в таком случае будет матерью? Генетически — безусловно, женщина, чья яйцеклетка была оплодотворена, так как к ребенку перейдет ее наследственная информация. Но с юридической и моральной точек зрения тут есть неясность.
Причиной использования донора в качестве своеобразного "инкубатора” является чаще всего состояние здоровья женщины, при котором беременность и роды противопоказаны. Но в качестве "инкубатора” в данном случае выступает живой человек с его эмоциями, переживаниями, и не всегда можно предугадать, как будет меняться отношение женщины-донора к зреющему в ее чреве ребенку.
Известны случаи, когда уже во время беременности и особенно после родов женщина-донор чувствовала себя матерью и не в силах была отказаться от младенца, несмотря на то, что в свое время она подписала соответствующее соглашение, оформленное юридически, и получила немалое материальное вознаграждение. В странах, где проводятся такие медицинские эксперименты, возникают и сложные юридические споры, поскольку в большинстве случаев отсутствует строгая правовая регламентация подобных ситуаций.
Меньше возникает сложностей, когда донором является близкая родственница генетической матери — сестра или даже мать, если позволяет ее возраст. Проблемы, коль они появляются, при этом уже носят внутрисемейный характер (например, у матерей могут не совпадать взгляды на воспитание малыша).
Мнения о правомерности такого способа продолжения рода сильно расходятся среди медиков, юристов и служителей Церкви. По-видимому, в разных странах отношение к нему долго еще будет неодинаковым.
|